Трибуна: Сегодня в Киеве все чаще слышатся обвинения в сторону городского руководства в монополизации рынка ритуальных услуг. Недавно ГУ здравоохранения КГГА приняло приказ, регламентирующий действия медиков при установлении факта смерти на дому. Вслед за этим последовали поджоги двух патологоанатомических отделений больниц в Киеве... Можете объяснить, что происходит?
П.П.: Похоже, в Киев, возвращаются времена 90-х, когда бандитские методы решения вопросов были обычным делом. Хотя такого беспредела не было никогда, и молчать об этом больше нельзя. Дело в том, что Спецкомбинатом «ПКБО» (коммунальная ритуальная служба) с 2006 г. чрез его директора Игоря Матвиенко фактически управляет Игорь Кучеренко, он же «Гонзик», ранее известный правоохранительным органам, как член ОПГ известного криминального авторитета «Рыбки». Этот человек за 3 года расставил практически на все руководящие посты спецкомбината своих людей, которые умело, перебрасывают заказы на проведение похорон, продажу гробов, ритуальной атрибутики, и даже копку могил частным фирмам. В результате спецкомбинат довели до банкротства, а деньги от данной деятельности рекой потекли частным компаниям подконтрольным г-ну Кучеренко. Это такие фирмы как «Рафт-компани», «Санта-Мария», «Скорбота». Но заработка путем предоставления населению разрешенного спектра услуг этим «предпринимателям» показалось мало. Вдобавок они наладили незаконный бизнес на предоставлении следующих услуг: хранение, бальзамирование, макияж, одевание трупа и пр. А их на законной основе имеют право оказывать исключительно медучреждения. Эта деятельность осуществлялась г-н Кучеренко через фирмы «Реквием», «Гефест» и «Скорботу», СПД Вадим Малиновский. Когда наша фирма поддержала приказ горздрава № 337, который пресек дельцам возможность заработка в данной сфере, ко мне и моим сотрудникам начали применяться угрозы, а потом и методы из бандитского арсенала.
В ночь с 12 на 13 октября мне, одному из моих соучредителей, и администратору фирмы сожгли автомобили. До этого 28 сентября были совершены поджоги двух городских моргов. В Больнице № 9 по ул. Рижской,1 подожгли дверь. Ее удалось потушить. А в здании больницы № 1 по ул. Харьковское шоссе, 121 морг сгорел практически полностью. При этом самому медучреждению нанесен материальный ущерб, на сумму около 1 млн. грн. В туже ночь неизвестные сожгли наш магазин в г. Василькове. По этим фактам мы обратились в правоохранительные органы. Ведется следствие. Ситуация аналогична истории с увольнения в конце июня директора КП «ПС РСУ» (предприятие всегда проводившее ремонты и строительные работы на погостах) Александра Бондаря, который имел смелость возмущаться по поводу творящегося в ритуальной службе города беспредела. Когда его выдворяли из кабинета, без подписания актов приемки-сдачи предприятия, г-н Бондарь заявил, что обратится с жалобой в правоохранительные органы. Той же ночью ему подожгли дачу. Спастись самому и потушить дом, поломав при этом ногу, ему удалось, а вот гараж с автомобилем сгорел.
Трибуна: Обо всем, что касается нарушений в сфере предоставления ритуальных услуг, в мэрии предпочитают умалчивать. О каких незаконных схемах практикующихся в городе идет речь? И какие нарушения в жизнеспособность этих схем внес приказ горздрава?
П.П.: Схема была приблизительно следующая. Некоторые врачи скорой помощи при фиксации факта смерти на дому вместо вызова своего спецтранспорта по перевозке трупов предлагали родственникам иной выход: обратиться на выбор к «хорошей» частной похоронной фирме («Гефест», «Реквием», «Скорбота», СПД Малиновский В.), которая возьмет на себя все заботы по подготовке тела к захоронению. В результате тело умершего везли в какие-то подпольные морги и в крематорий. Деньги потом брали за вынос, перевозку трупа, хранение тела, обмывание, бальзамирование, макияж тел. Счет при этом достигал в последнее время 4-5 тыс. грн., и даже за перевозку тела предприимчивые дельцы брали до 2 тыс. грн. А вознаграждения врачам, которые «рекомендовали» нужную фирму, по моим сведениям, достигало 1,2 -1,5 тыс. грн. Учитывая, что в Киеве в день умирает около 100 человек, заработок от такого «бизнеса» был колоссальным, а занимались им представители «Реквиема», «Скорботы», «Гефеста», и СПД Вадим Малиновский. Также теневой доход от этой деятельности имело руководство КП «Киевский крематорий».
В приказе горздрава № 337 содержится «Временный порядок констатации смерти людей, умерших дома, и содержания их тел в лечебно-профилактических учреждениях г. Киева». В нем четко регламентируются действия врачей при установлении факта смерти на дому, а также изложены требования к моргам вести журналы регистрации актов констатации смерти и учета хранения трупов, чего ранее не было. Я могу сказать, что этот документ отвечает требованиям всех законов и нормативных актов для этой сферы. После того, как мы поддержали приказ, на меня и началось оказываться бешеное давление, а Владимир Малиновский к тому же начал на каждом шагу выступать и порочить репутацию «Петра Великого». Нужно отметить, что приказ ГУ здравоохранения КГГА также в целом поддержал Минздрав и Гокомпредпринимательство Киева, в котором 6 октября прошло заседание по данному вопросу. Интересно то, что в этом заседании даже принял участие представитель «Реквиема», который заявил, что «хочет быть участником рынка». Но рынка услуг патологоанатомических отделений больниц, как такового нет, и быть не может. Это же сплошное беззаконие, и обман людей. Услуги по хранению, одеванию, бальзамации, макияж могут предоставляться только сотрудниками патологоанатомических отделений. А тела умерших на дому людей в морги должны везтись бесплатно на специальном коммунальном транспорте.
Трибуна: Как вы можете объяснить то, что г-н Малиновский утверждает, будто в незаконной деятельности замешена и ваша фирма?
П.П.: Дело в том, что приблизительно год назад банда Игоря Кучеренко подожгла в Киеве его магазин. После этого СПД Вадим Малиновский и стал с ними плотно сотрудничать, тщательно выполняя все указания главы ОПГ. Фактически он стал его марионеткой.
Именно поэтому он выступил в СМИ с критикой приказа горздрава № 337, а также заказал репортажи на некоторых телеканалах с целью дискредитации фирмы «Петр Великий». При этом, готовя репортажи, г-н Малиновский даже переодевал своего охранника в одежду врача неотложки, а тот, как врач комментировал приказ горздрава. Потом на товаре в своем магазине они разложили ценники с кратно завышенными ценами, и сказали на камеру, что это цены «Петра Великого». Г-н Малиновский также имел наглость обвинить нашу фирму в получении прибыли от услуг моргов. Эта наглая ложь и наклеп не останутся безнаказанными. По данным фактам мы уже готовим иск в суд, так как у меня есть свидетели участия в данных махинациях Вадима Малиновского.
Трибуна: После вступления приказа горздрава в силу данные нарушения в городе прекратились?
П.П.: Отказаться от теневого дохода людям, которых по причинам морального характера даже нельзя назвать предпринимателями, оказалось непросто. Представители «Реквиема», «Скорботы», «Гефеста», и СПД Вадим Малиновский упорно добиваются отмены приказа, и даже по этому поводу провели митинг под Минздравом. Что характерно, в сопротивлении созданию в городе Паталогоанатомического бюро (КП «ПАБ») в начале года они в отличие от представителей нашей фирмы, участия не брали. Именно путем создания такого КП, в которое из общей структуры учреждений здравоохранения пытались вывести патологоанатомические отделения, тогда создавалась предпосылка создания полной монополии на те услуги, которые предоставляются в морге, и опасность того, что их сделают официально платными.
В феврале благодаря нашей принципиальной позиции ОО «Национальный комитет спасения бизнеса» удалось добиться, чтобы решение Киевсовета о создании этого КП на основании протеста прокуратуры было отменено. Но оказывается под «умелым руководством» теневые схемы заработка в данной сфере оказываются очень живучими. Наглядный пример зафиксирован в Киеве 10 октября представителями милиции и горздрава. В столице в связи с шумом вокруг этой темы была проведена спецоперация - дежурство возле крематория. Под утро подъехала машина Газель с двумя трупами в ней. Водитель представился работником фирмы «Скорбота». С родственников каждого умершего за перевозку тел было взято около 2,8 грн. Один человек умер около 9 часов вечера, второй - около 2 часов ночи. Т.е. фирмачи пытались сэкономить и ждали второго факта смерти, чтобы два раза не гонять машину. Тела лежали обнаженными на полу машины. Работники даже не удосужились потратиться на спецмешки для перевозки тел умерших, не говоря уже об автомобиле, не отвечающем необходимым санитарным нормам. А в крематории не нашлось не одного документа по регистрации тел умерших, что в принципе является грубейшим нарушением законодательства в данной сфере.
Кстати, именно после этого случая и были подожжены автомобили (мой, и моих сотрудников). А когда наш администратор под воздействием эмоций позвонила г-ну Малиновскому, тот сказал женщине, что «сожжение машин - акт мести за проверку» и «дальше последует отстрел».
Трибуна: Можете назвать еще причины, по которым бандитские методы давления применяются к сотрудникам вашей фирмы?
П.П.: Руководство спецкомбината постоянно необоснованно повышает расценки и на свою продукцию и услуги. Подобных действий г-н Матвиенко и те, кто за ним стоит, требовали и от частников. А «Петр Великий», товары и услуги которого, сегодня минимум на 30-40% дешевле, чем у спецкомбината и близких к его руководству фирм, всегда отказывался это делать. В то время, пока «Петр Великий» с 1994 г. занимался честным бизнесом (проведением похорон, продажей гробов, венков, и прочей ритуальной атрибутики), фирмы, которые согласились сотрудничать с г-ном Кучеренко, получили доступ как к теневому бизнесу (заработок на услугах моргов), так и к получению заказов через структуры спецкомбината. Все очень наглядно демонстрирует следующая ситуация. «Петр Великий» сегодня содержит в городе 8 магазинов, Г-н Малиновский -1, «Скорбота» -2 (были открыты еще до мены владельца). Такие фирмы как «Гефест», «Реквием» и «Рафт-компани» вообще конкуренцией путем открытия своих представительств себя не утруждают. У них их просто нет, ведь наслаждаться преимуществами монополии гораздо легче, чем конкурировать с нами на равных условиях. О чем можно говорить, если представителей «Рафт-компани» даже допустили к копке могил, что по Закону «О похоронах и похоронном деле» строго запрещено? А когда руководство спецкомбината перестало заказывать ритуальную продукцию у своих коммунальных предприятий, в его магазинах начали продаваться гробы и венки фирмы «Рафт-компани», а на кладбищах появились выставки надгробий «Санта-Марии», хотя по закону на погосте может находиться только коммунальная собственность.
Трибуна: Как вы видите дальнейшую перспективу развития событий?
ПП.: Хотелось бы, чтобы многочисленным фактам нарушений и преступлений в данной сфере была наконец дана четкая оценка правоохранительных органов, а виновные понесли заслуженное наказание. На прошлой неделе ОО «Национальный комитет спасения бизнеса» направил письмо с подробным описанием того беспредела, который царит в городе президенту, в генпрокуратуру, СБУ, МВД, Госкомпредпринимательство, Минздрав, депутатам ВР. Надеюсь, криминальные авторитеты не смогут добиться отмены приказа № 337, который не дает им возможности обдирать людей. Если правоохранительные органы срочно не примут меры, то бандиты продолжат жечь морги и начнут отстреливать всех кто стоит на их пути. На сегодняшний день создана реальная угроза здоровью и жизни работникам фирмы «Петр Великий», так как, отказавшись работать по теневым схемам, и настаивая на установлении законности и порядка в данной сфере, мы встали на пути у криминальных авторитетов.
Владимир МАЛИН, «Трибуна»