Эти  кладбища организуются на землях кибуцев (коммун-колхозов).  Назвать их русскими, пишет сайт «Символ веры» (Хайфа, Израиль), - можно только условно. Там хоронят  неевреев. Русских, румын, поляков, грузин, китайцев, немцев… Если у вас случилось несчастье  и кто-то умер в семье,  вам не придется  бегать и суетиться. По закону усопший должен быть похоронен в течение 24 часов после смерти. Если несчастье произошло в больнице, то при оформление бумаг к вам подойдет человек от похоронной фирмы, в большинстве случаев он говорит на русском, но даже, если и не говорит, то знает очень много слов. Вы с ним оговариваете на каком кладбище будут похороны,  в гробу (дорогом или простом) хоронить или нет, оговариваете время, договариваетесь с ним как передать одежду. Еврея можно похоронить на нееврейском кладбище.  И все. После этого надо только подъехать на кладбище к оговоренному времени. Фирма привезет усопшего для прощания прямо туда. На Севере Израиля дела с православными похоронами обстоят достаточно приемлемо. Как говорит председатель православного братства Бялик Олег, помощником в этом вопросе всегда был и есть отец Роман. Прихожане церкви  во имя  Ильи Пророка в Хайфе знают негласное правило, если случилась беда звонить надо отцу Роману. Будет всё организованно: и чтения  Псалтыри  над телом усопшего мирянина до погребения, и в память его после погребения. Достойно проводят в последний путь, сослужат  службы по усопшим: панихиду, литию, отпевание. Но в целом по стране проблема стоит довольно остро и об этом хотелось бы рассказать.

С юридической точки зрения ситуация предельно простая. В 1996-м году был принят закон о праве на альтернативное гражданское погребение. Он гарантирует каждому израильтянину возможность быть похороненным на светском кладбище. Закон предусматривает создание новых кладбищ и выделение участков для гражданского погребения на уже существующих кладбищах.
Связанные с похоронами расходы выплачиваются Институтом национального страхования ("Битуах леуми"). Каждому, кто скончался в Израиле и любому жителю Израиля, умершему за рубежом, положено специальное пособие на погребение. По сообщению "Битуах леуми", размер пособия не зависит от религиозной принадлежности покойного и составляет от четырех до пяти тысяч шекелей. Эта сумма перечисляется непосредственно организациям, имеющим право на оказание ритуальных услуг.

Кто хоронит и где? Еврейские похоронные организации Хевра Кадиша на общих кладбищах. В некоторых городах, главным образом, в трех крупнейших городах Израиля – Иерусалиме, Тель-Авиве и Хайфе – еврейские похоронные организации, помимо традиционной обязанности хоронить евреев, хоронят также умерших без определенного вероисповедания, проживавших в этом городе. Для этой цели похоронные общества выделяют особые участки на территории местных кладбищ (в Тель-Авиве хоронят только жертв террора). В населенных пунктах, где подобные участки не предусмотрены, семья покойного бывает вынуждена искать другое решение.

Особое кладбище, на котором хоронят умерших со всех концов Израиля, было основано в 1998 году местным советом Эмек Хефер (в районе Натании). На этом кладбище выделены обширные участки для захоронения лиц, не имеющих вероисповедания. Похоронное общество предоставляет помощь в перевозке тела, а также старается учитывать особые пожелания семьи покойного, например, захоронение в гробу или захоронение на общем участке супругов, один из которых не является евреем, если они выражали такое пожелание при жизни и при условии, что на похоронах и на могилах не будет христианской символики.

Общественные похоронные организации на нерелигиозных кладбищах: в местах, где устроены нерелигиозные кладбища (согласно «Закону об организации нерелигиозных погребений» от 1996 г.), выделены специальные участки для захоронения «лиц, не имеющих вероисповедания» (согласно официально принятой формулировке). Дополнительные участки по решению правительства планируется выделить ещё в 21 месте. Похоронами на этих участках занимаются различные нерелигиозные похоронные организации, например, "Менуха Нехона", а также такие организации, как Движение консервативного иудаизма и Движение реформистского (прогрессивного)иудаизма.

 Частные организации на частных кладбищах. Некоторые киббуцы также предоставляют погребальные услуги на территории своих (частных) кладбищ. Захоронением занимаются местные службы. В таких случаях имеется больше возможностей пойти навстречу пожеланиям семьи, но эти частные похороны будут стоить гораздо дороже, поскольку они лишь частично субсидируются государством. Согласно информации, размещенной на официальном сайте "Битуах леуми", место на кладбище, погребальные и ритуальные услуги, в том числе – омовение тела, а также перевозка усопшего к месту захоронения должны предоставляться бесплатно. Не стоит денег и стандартный набор погребальных принадлежностей – саван, простой гроб.

Взимать плату разрешается за захоронение на кладбище, где уже не хоронят. Заплатить придется и за похороны не по месту прописки. Оплате подлежат транспортировка в неурочное время, хранение тела в морге, более "роскошные" ритуальные принадлежности. Разрешается также при жизни приобретать для себя участок на кладбище. При этом предусмотрена скидка для тех, кто хочет быть похороненным рядом с супругом. Максимальная цена за участок составляет около 12 тысяч шекелей в городе и 4-5 тысяч шекелей в сельской местности.

На сегодняшний день самым распространенным в Израиле вариантом светского погребения остаются похороны на гражданских участках обычных кладбищ, которые находятся в ведении так называемых "Погребальных братств" ("Хевра Кадиша"). По словам представителя одного из иерусалимских "Погребальных братств", его организация оказывает ритуальные услуги и неевреям. Похороны осуществляются бесплатно, на специально выделенном участке кладбища "Ар а-Менухот".

Представитель братства заявил в беседе с корреспондентом NEWSru.co.il, что на кладбище "Ар а-Менухот" не ощущается нехватки мест для гражданского захоронения. Однако, как свидетельствует отчет, подготовленный в начале 2010 года аналитической службой Кнессета, на севере страны дефицит достиг критических масштабов.

Второй вариант – захоронение на специальных гражданских кладбищах. Решение об их создании было принято еще в 1996 году, вскоре после принятия закона о праве на гражданское погребение. Предусматривалось создание четырех таких крупных кладбищ – в районе Беэр-Шевы, Иерусалима, Тель-Авива и Хайфы. На данный момент открыто только одно из них – беэр-шевское.

Создавшуюся ситуацию с выгодой для себя используют кибуцы, которые начали предоставлять погребальные услуги всем желающим. Цена колеблется от 7.000 до 24.000 шекелей. При этом в 2004 году правительство вообще запретило продажу участков на на кладбищах сельскохозяйственных поселений. Чтобы обойти закон, многие кибуцы утверждают, что речь идет о плате не за погребальные услуги, а за благоустройство территории и уход за могилами.

Корреспондент обратился к Авиталю Масаду, директору кладбища, расположенного в кибуце Кфар-Масарик. Тот сообщил, что полгода назад из-за конфликта с Институтом национального страхования на кладбище прекратились новые захоронения. До этого евреи, не являющиеся членами кибуца, могли при жизни приобрести здесь участок, цена которого достигала 15 тысяч шекелей. "Это дешевле, чем у наших соседей", – добавил Авиталь.

"Что касается неевреев, у которых нет другого места для захоронения, то мы помогаем решить эту проблему. Мы ни разу не брали денег с неевреев – только 3.000 шекелей от Института национального страхования. Кстати, кладбища, где работает ШАС, получают до 7.000 тысяч шекелей", – заявил представитель кибуца, который добавил, что его кибуц берет деньги только за захоронение: "Обмывать тело должна компания, перевозящая усопшего. В нашем случае это "Йоси Амбуланс". Священник также стоит дополнительных денег".
Церемония. Как правило, для не имеющих вероисповедания, не существует какой-либо нормативной похоронной церемонии, помимо траурных речей, которые произносят родные и друзья покойного. По просьбе семьи служащие погребального общества могут прочесть на могиле псалмы, которые обычно читаются на еврейских похоронах. Если евреи-родственники покойного хотят прочесть какие-либо традиционные молитвы, например Кадиш, им не станут препятствовать, но сами члены погребального общества не смогут принять участие в такой церемонии (обычно в таких случаях вместо Кадиша читают Псалом 91). Семьи, желающие организовать для своих покойных церемонию, которая включала бы какие-то специальные ритуалы, например, пение, смогут сделать это во время или после похорон, в зависимости от установок похоронного общества. Церемонии, носящие религиозный нееврейский характер или проводимые священниками христианской или какой-то иной нееврейской конфессии, в большинстве случаев не могут проходить на еврейском общественном кладбище. В случае похорон на частных или особых нерелигиозных кладбищах внести такие элементы в похороны (если родственники этого хотят) будет гораздо легче.
Гроб и саван. На большинстве кладбищ, принадлежащихХевра Кадиша, принято хоронить умерших без гроба, как это предписывает еврейская традиция. Такой способ захоронения практикуется как в отношении евреев, так и в отношении не имеющих вероисповедания. Умерших хоронят в одежде, в которую одевает их семья, и обертывают в совев – большую белую простыню, в каких хоронят и еврейских умерших (но, в отличие от умерших евреев, под совевом их не одевают в саван). При похоронах в Эмек Хефер, на нерелигиозных и частных кладбищах решение о том, хоронить ли умершего в саване, в гробу или в какой-либо специальной одежде, остается за семьей покойного.
Венки. Ни одно кладбище не станет чинить препятствий, если память умершего захотят почтить возложением венков на его могилу. На некоторых кладбищах существует возможность посадить на могиле цветы. Память умершего можно почтить и другим способом, принятым в его кругу, если только этот обычай не является обычаем других религий.
Надгробия. Возможности выбора формы надгробия зависят от характера кладбища. На кладбище в Эмек Хефер, на некоторых кладбищах в центре страны, на нерелигиозных и частных кладбищах не установлено ограничений относительно формы надгробия, его размера, материала и языка, на котором сделана надпись (помимо запрета, существующего в большинстве мест, на использование на этих кладбищах религиозной символики – например, крестов). На этих кладбищах существует также возможность установить на надгробной плите фотографии или скульптуры. На других кладбищах, где установлен единый стандарт относительно надгробий (например, кладбища в Иерусалиме), надгробия на могилах лиц, не имеющих вероисповедания, делаются такими же, как и на могилах евреев – они должны быть сделаны из иерусалимского камня и иметь стандартную прямоугольную форму. Надпись на могиле на любом языке может быть сделана на всех кладбищах.

Новый участок. Представитель одного из похоронных агентств сообщил, что его фирма скоро будет вынуждена прекратить оказывать погребальные услуги. "Дело не сдвинется с мертвой точки, пока холодильники моргов не заполнятся телами", – заявил он.

Самые простые похороны его фирма обеспечивает за счет пособия, выделяемого Институтом национального страхования. Отказавшись вдаваться в подробности, он сравнил плату за погребение с расходами на приобретение автомобиля: "Все зависит от ваших запросов. Есть машины за десять тысяч, а есть за двести".

Депутат Кнессета Марина Солодкина ("Кадима") уверена, что без отделения религии от государства ситуация не изменится. По мнению Солодкиной, только после этого компании, занимающиеся гражданскими похоронами, чьей деятельности препятствуют МВД и министерство по делам религии (управляемые представителями религиозной партии ШАС), окажутся в тех же условиях, что и "Хевра кадиша".

Тем, кто столкнулся с обманом или неподобающим отношением к покойному в ходе похорон депутат Солодкина рекомендует обращаться в парламентские комиссии по жалобам граждан и внутренним делам, а также к министру по делам религии, ведомство которого отвечает и за гражданские похороны в Израиле. Управление государственного контроля также принимает к разбирательству подобные жалобы.

Главная проблема в том, что государство переложило ответственность на муниципальные власти, обязав открывать кладбища для гражданского захоронения, не выделив бюджетных средств, считает парламентарий от НДИ Фаина Киршенбаум. "А у муниципалитетов и без того нет денег, а значит, нет и возможности развивать гражданские кладбища", – констатирует она.

"Я намерена вернуть на рассмотрение Кнессета закон о местных органах власти, который определит сферу разделения полномочий между муниципалитетами и государством. В этой сфере до сих пор действуют британские законы, давно отмененные в самой Великобритании. Я хочу потребовать от государства, чтобы оно выделило средства на создание муниципальных гражданских кладбищ", – заявила депутат Киршенбаум.

Ситуацию, сложившуюся в Израиле со светскими похоронами, в начале 2010 года обсуждала парламентская комиссия по алие и абсорбции. В обсуждении участвовали депутаты, министры, представители государственных ведомств, муниципалитетов, общественных организаций, похоронных компаний. На ней присутствовала и председатель амуты по защите прав смешанных семей д-р Людмила Ойгенблик. Она отметила, что министр по делам религии Яаков Марги сделал вид, что ему неизвестно о том, что семьям приходится платить тысячи шекелей за погребение близких. Людмила Ойгенблик констатировала, что заседание не повлекло за собой никаких изменений к лучшему: "Альтернативных кладбищ по-прежнему не хватает. На севере их практически нет, и люди неделями не могут похоронить своих близких. А в Хайфе мэр запретил хоронить неевреев на городских кладбищах. Такая же плачевная ситуация и вокруг Хайфы".

В создавшихся условиях людям приходится платить тысячи шекелей, но и это не избавляет их от проблем. Как рассказала д-р Ойгенблик, недавно к ним обратилась жительница Кармиэля, которая сообщила, что ее мужа привезли хоронить в том виде, в каком он лежал на больничной койке – не привели в порядок, не обмыли, оставили скрюченным. Глава амуты признала, что в большинстве случаев после смерти близкого люди обращаются к первому попавшемуся представителю похоронного агентства. Она предлагает тем, кто столкнулся со злоупотреблениями, обращаться к ней: "Возможно, нам удастся хотя бы снизить сумму платежа".

Представитель хайфского муниципалитета Рони Гроссман подчеркнул, что муниципалитеты вообще не вмешиваются в вопросы оказания погребальных услуг, за которые отвечают "Хевра кадиша". Что касается нехватки мест на городских кладбищах, то эта проблема касается всего Израиля, а не только Хайфы, отметил Гроссман.